«Миг, остановись, тут со временем беда», — по-другому и не охарактеризуешь 2016-й год, немало порадовавший геймерскую братию. На её, братии, долю выпало много прекрасных приключений, её руками пролились реки виртуальной крови, её дедукцией раскрылись десятки тайн — впору гордиться такими достижениями. Однако не всяк успел оценить труды разработчиков, да и Новый год уже на носу, так что самое время подводить итоги.
Игра года
- Dishonored 2
- Civilization VI
- Overwatch
- Uncharted 4: A Thief’s End
Победитель: Overwatch
Выбрать лучшую из лучших среди множества прекрасных игр оказалось нелегким делом. Пришлось думать не только о сиюминутной ценности и уникальных чертах, но и о заделе на будущее. Blizzard постаралась больше прочих, оставив за душой у новорожденного сетевого боевика целое богатство. Да, в Overwatch своеобразный стиль, который не всякому придется по нутру — увы, но всем не угодишь. Однако геймплей бездонее глаз Вдовы — одной из нескольких десятков персонажей, обладающих самобытными механиками. С их возможностями к комбинированию игра не скоро себя изживет. Overwatch представляет собой уникальную расширяющуюся вселенную и в тоже время кибердисциплину — эдакий жнец, швец и на дуде игрец.
Боевик года
- DOOM
- Call of Duty: Infinite Warfare
- Gears of War 4
- Titanfall 2
- Uncharted 4: A Thief’s End
Победитель: DOOM
2016 запомнился легионом отменных боевиков, но среди них изначально был лишь один достойный лидерства — DOOM. Именно на него весь просвещенный мир восторженно передергивал… затворы верных двустоволок, забытых по вине Кармака. В DOOM нет трагического сюжета и модных элементов, свойственных нынешнему поколению шутеров. О нет, жестокий DOOM являет собой чистокровный боевик без жанровых примесей, где не место благоглупостям и тормозам — только беспрецедентное насилие, гибчайшая хореография боя и адская динамика. Хотите отдохнуть от мира? Посмотрите «Безумного Макса: Дорога Ярости», а после отправляйтесь в крестовый поход на марсианскую нечисть — пусть соседи порадуются.
Приключенческий боевик года
- Deus Ex: Mankind Divided
- Dishonored 2
- Gears of War 4
- Quantum Break
- Uncharted 4: A Thief’s End
Победитель: Uncharted 4: A Thief’s End
История главного авантюриста всея PlayStation завершилась, так что конкурентам априори не нашлось бы места в геймеровских сердцах. Обладатели «плоек» прошли с Натаном Дрейком через всю его жизнь, увидев каждый поворотный момент: от превращения из борзого сорвиголовы в преемника Индианы Джонса до семьянина, мечтающего вернуть былые деньки. Многие ли серии могут похвастать таким развитием героя? Naughty Dogs умеет создавать приключения так, что их невозможно забыть и всё можно простить. За Uncharted 4 водятся грешки, но кому оно важно, если Дрейк закрыл гештальт детства и поставил точку в своей истории. Обидно до слёз, но прощаться всегда тяжело.
Дополнение года
- «Ведьмак 3: Дикая Охота — Кровь и вино»
- Destiny: Rise of Iron
- Dying Light: The Following
- Pillars of Eternity: The White March — Part 2
- WoW: Legion
Победитель: «Ведьмак 3: Дикая Охота — Кровь и вино»
CD Projekt RED создала любопытный прецедент — дополнение «Каменные сердца» оказалась во всех аспектах лучше оригинальной The Witcher 3, а «Кровь и Вино» дополнительно приукрасили черты «Каменных сердец», уподобившись едва ли не полноценной игре. В ней прекрасна каждая мелочь, а стоит взглянуть в целом и дух захватывает от масштаба проделанной работы. Самобытный мир Туссента обладает неповторимой атмосферой, социальными особенностями и традициями (!), а также попросту живописен. Истинная же ценность «Крови и Вина» заключается в больших и маленьких историях, среди которых нет проходных — все они захватывающи и непредсказуемы. Страшные и милые, шокирующие и влюбляющие — поляки наловчились писать такие сценарии, что всему миру стоит поучиться.
Ремейк года
- Call of Duty: Modern Warfare Remastered
- Bioshock: The Collection
- Darksiders: Warmastered Edition
- Ratchet&Clank
Победитель: Ratchet & Clank
Insomniac отвесили знатный подзатыльник коллегам-разработчикам, показав как надо делать переиздания игр. В Ratchet&Clank не просто слегка подрихтовали мордочку пушистого механика и текстурки получше наложили, о нет. Студия подняла визуальное качество до сумасшедшего уровня, сравнявшись с мультфильмами Pixar. Мало того, она посмотрела на прошлые тринадцать игр, позаимствовала оттуда лучшие наработки и воплотила их в геймплее ремейка. Так что он оказался богат на разнообразные механики, дополненные свежими идеями — у Insomniac получилось аномально грамотное переиздание. В нем и схватки бойкие, и диковинных пушек для спасения мира хватает, и уровни похорошели, одновременно увеличившись в размерах.
Стратегия года
- Sid Meier’s Civilization VI
- Stellaris
- Total War: Warhammer
- XCOM 2
Победитель: Sid Meier’s Civilization VI
Civilization 6 получилась самой перегруженной в серии и виной тому — невиданные ранее механики и нюансы. Совместно они сделали геймплей более глубоким чем в Civ 5, но её эргономичный интерфейс уступил мозголомному. Что ж тогда Civilization 6 забыла в победителях? Позвольте-с, господа! Firaxis расщедрилась на свеженькую Civ, а значит причитания о громоздкости неуместны. Да, Stellaris куда дружелюбнее и вообще красавица, но ей не по зубам титан, именуемый Civilization 6. Все его недостатки для адептов стратегий — мирская суета. Строительство империи никогда не было легким, так что менее удобная таблица ресурсов — наименьшая из геймерских проблем.
Сетевой боевик года
- Battlefield 1
- Overwatch
- Titanfall 2
Победитель: Battlefield 1
Объективно говоря, сей почетный титул заслужила Overwatch. Однако во имя разнообразия было решено выдавать по одной награде на игру. Так что схватка развернулась между переосмысленной Battlefield и сиквелом Titanfall, очистившим карму разработчиков. Выбор оказался нелегким, ведь у каждого претендента нашлись достоинства и недостатки. Судьбу Титаныча решил тот факт, что выглядеть как вторая часть изначально должен был оригинал. От Battlefield же не ждали откровений, а DICE умудрилась освежить затасканный геймплей за счет интересных механик и роскошного антуража.
Сиквел года
- Dark Souls 3
- Dishonored 2
- Deus Ex: Mankind Divided
- Titanfall 2
- Watch Dogs 2
Победитель: Dishonored 2
При разработке продолжений от авторов ждут многого: чтобы и былое качество не растеряли, и свеженького подвезли. Совершить такой подвиг удалось только Arkane Studios. Она перенесла из мрачного викторианского Dishonored каждый элемент, основательно его доработав, а то и переосмыслив. Отчего геймплей стал в разы вариативнее и тактически гибче, а сама игра продуманнее по всем фронтам. Визуально прекрасная Dishonored 2 богата на неожиданные открытия, а также всячески поощряет эксперименты, ведь способности героев позволяют творить нереально зрелищные трюки. Мало того, оба персонажа различаются даже в хвате оружия. Dishonored 2 хоть и основана на механиках оригинала, но во всем лучше него, да и редко нынче встретишь столь изобретательные и продуманные игры.
Ролевая игра года
- Dark Souls 3
- Deus Ex: Mankind Divided
- Dishonored 2
- The Banner Saga 2
- Tyranny
Победитель: Dark Souls 3
Творение Хидэтаки Миядзаки наглядно показало, что конвеер бывает полезен. В каждую следующую игру серии From Software привносила фишки предыдущих частей, поэтому Dark Souls III как финал DS-саги вобрала в себя черты даже Demon’s Souls. В таких заимствованиях кроется лишь один недостаток — бывалых ветеранов принципиально невозможно удивить, но Dark Souls III и не стремится к этому. Красивая и продуманная, Dark Souls III, идеально воплощая философию DS, заставляет игроков страдать. Однако их боль порождается не корявым портированием, малость испортившим впечатление от шедевральной первой DS, а восхитительно мрачным, суровым к игроку геймплеем.
Инди года
- Abzu
- Inside
- Firewatch
- Samorost 3
- That Dragon, Cancer
- The Witness
- This is the Police
Победители: Inside, Abzu
Игр от независимых разработчиков оказалось много, так что выбирать пришлось, исходя из наглядности преподносимой идеи или мысли. Скажем, That Dragon, Cancer получилась личной и душещипательной, но отдающей лицемерием из-за чрезмерного религиозного посыла. Abzu же не тычет игрока носом в его безбожие, а просто и без затей показывает искреннюю любовь создателя к океану. Мэтта Нава, один из авторов The Journey и матерый дайвер, воплотил весь спектр эмоций ныряльщиков в Abzu — интерактивной аудиовизуальной инсталляции, заменяющей сеанс аквамедитации.
Inside действует жестче, не только бросая игрока в стильный кошмар, но и заставляя думать над страшным философским подтекстом, слишком явственно указывающим на современный мир.
Адъ года
- Darkest Dungeon
- Furi
- Mother Russia Bleeds
- Salt and Sanctuary
Победитель: Darkest Dungeon
В Red Hook работают изощренные садисты с прекрасным чувством стиля. Не согласны? Salt and Sanctuary переосмысливает Dark Souls, боссоориентированость Furi слишком отдает Titan Souls, а геймплей Mother Russia Bleeds попросту не отшлифован. С любой из них обязательно надо познакомиться и вволю настрадаться, но очаровательной Darkest Dungeon они не ровня. Red Hook создали безумно стильную и просто безумную ролевую игру с такой атмосферой безнадеги и страха за подопечных, что подсаживаешься на антидепрессанты. Её боевая механика прекрасна, классы не похожи друг на друга, повествование сумрачно, а стилистика безупречна. DD местами не продумана, но она пленит нестандартностью, ведь только здесь герои сходят с ума, всё сильнее углубляясь в жуткие катакомбы, а игрок беспомощно смотрит и костерит студии за необратимую смерть раскачанного любимца от копья пришлого скелета.
Провал года
- No Man’s Sky
- Mafia III
- Mighty No9
Худший из худших: Mafia III
Mafia III до последнего скрывалась от прессы, а выйдя в свет наглядно показала, зачем Hangar 13 так шифровалась. Наследие гангстерской саги зарезали, оставили гнить, а после бросили аллигато… геймерам, не ждущим такой подлости. Интересный зачин про ветерана Вьетнама и криминальный Новый Орлеан 60-х с таким старанием закопали в совершенно убогой песочнице, что немногочисленные достоинства Mafia III с ходу и не увидишь. Hangar 13 блистательно пролюбили колоссальный потенциал. Браво.
Вне категорий: The Last Guardian
Долгострой от гениального Фумито Уэды не способен тягаться с более вылизаными и привлекательными для масс соперниками. Однако обойти вниманием притчу о, казалось бы, невозможной дружбе было бы кармически неправильным поступком. The Last Guardian далеко не идеальна, порой утомительна, а местами и вовсе ужасна, но всё терпимо. К ней как и к грифону Трико всего-то требуется особый подход. Играйте понемногу и представьте, что играя, воспитываете котенка — тогда The Last Guardian раскроется, а замысел Уэды станет понятен.
Скачать игру на PlayStation 4
Автор текста: Ян Трифонов