Шесть терафлопсов — это много или мало? Если не знаете, что и ответить, — мы с вами в одной лодке. А вот Microsoft явно за её бортом. Пока остальные компании пытались стать проще и ближе к конечному потребителю, редмондцы внезапно плюнули на казуальную аудиторию и представили свою будущую консоль на языке сложных таблиц и тестов. Будет очень обидно, если из-за подобного решения геймерское сообщество так и не поймет, что презентация у Microsoft вышла ну просто сумасшедшая.
Флопсом об тэйбл
Ладно, может быть, не сумасшедшая. Даже весьма тихая и в чём-то пресная. На самом деле, на показ пригласили исключительно спецов из Digital Foundry. Это по-хорошему долбанутые работники портала Eurogamer, которых хлебом не корми — дай протестировать какую-нибудь новинку на всех настройках и платформах. А потом выпустить сравнительный ролик с кучей графиков и заявить, что лучше всего игра бегает, конечно же, на топовом PC. И вот в мире, где приличная презентация уже не обходится без танцовщиц go-go, лазерного шоу и клоунады, Microsoft без шума и пыли приглашает к себе Digital Foundry. И, словно котят в реке, топит в технологической информации. Возникает закономерный вопрос: они там в корпорации совсем, простите, сдурели?
Особенно странно такой подход выглядит на фоне запуска в продажу оригинальной Xbox One. Тогда через дорогущую рекламу «Майки» пытались впарить нам мультимедийный all-in-one центр для всей семьи — с миллионом ТВ-сервисов, но совсем без игр. На самом деле, тут всё просто — Microsoft признала свои ошибки. Как было на старте нового поколения? В Sony решили не строить из себя неведомо кого и напрямую обратились к хардкорщикам. «This is for the players». И попали в яблочко. Microsoft мало того, что выпустили устройство, уступающее конкуренту в производительности, так ещё и пустились ублажать людей, которым эти консоли нужны как пенсионеру киберспорт.
На этот раз компания чётко дает понять, что не собирается наступать на те же грабли и вести разговор с женщинами и стариками. Что по-своему правильно — мы тут всё-таки про игры говорим. В рамках этого самого диалога редмондцы обещают отобрать у Sony одно из главных преимуществ — выпустить девайс мощнее, чем PlayStation 4 Pro. Своего рода Xbox One с половиной. На стероидах, само собой.
Гонка вооружений
Итак, вокруг чего, спрашивается, шумиха? Грубо говоря, нам обещают всё ту же Xbox One — с теми же сервисами, той же библиотекой и обратной совместимостью с Xbox 360. Но с одной небольшой поправкой — мощность графической системы вырастет в 5 (!) раз. Да-да, те самые терафлопсы. Ну и по мелочи всякое: новый процессор, 12 гигабайт сверхбыстрой оперативки вместо 8 медленной, плюс инновационная система бесшумного охлаждения, основанная на подаче строго необходимого для платы напряжения и ни вольтом больше.
На практике за всеми эти инновациями прослеживаются три цели, которых добивается Microsoft. Первая и ключевая — это поддержка разрешения 4K. Вторая — подтянуть графику и приподнять fps в разрешении 1080p. Третья и заключительная — уделать Sony с их чудом инженерной деменции под названием PlayStation 4 Pro. Бонусная миссия — по второму кругу собрать деньги с преданной аудитории, потому что ведь нельзя просто так взять и сразу выпустить консоль в лучшем виде. Каковы же шансы, что Microsoft сумеет достигнуть той или иной цели?
Собственно, на данный момент на горизонте не видно ни единой преграды, которая помешала бы Scorpio выдавать настолько чёткую картинку, что мир вокруг покажется мыльным кинцом. Напомним, из-за ряда технических ограничений на «Прошке» разработчики не всегда могут в лоб повысить разрешение до 4K. Но именно на этот случай в Scorpio запихнут в полтора раза более мощную графическую систему. Так что разработчикам больше не придется выдумывать костыли вроде тумана из Silent Hill. Консоль позволит на полную катушку реализовать весь потенциал DirectX 12 безо всяких «но».
Проще говоря, в лагере Sony нынче дебош и анархия — одни режут все красоты, чтобы для галочки выпустить игру в 4K. Другие делают красиво, но только в 1080р, а Sony молча разводит руками. Microsoft на этом фоне похожа на диктатора, который, как необходимое зло, стукнет по столу и обязует каждую студию выпускать свое творение в 4K, да покрасивше — иначе расстрел. При этом редмондцы обещают, что нигде частота кадров не опустится ниже, чем в 1080р-версии для Xbox One. Заявили 60 fps — будьте любезны обеспечить на всех разрешениях. И это по-настоящему круто. Другое дело, что 4K-телевизоры, особенно в постсоветских гостиных, — это пока чаще редкость, чем норма. И тут возникает вопрос: что же эдакого обновленная железяка может предложить обладателям Full HD-телевизоров, которые ой как не скоро утратят актуальность?
На самом деле много чего. Во-первых, — конечно же, повышенную производительность и, как следствие, заметно более высокие показания счетчика кадров в секунду — в том числе у старых игр. Нечто похожее уже есть и у Sony — хитрая настройка Boost Mode обещает, что если игра должна показывать 60 кадров в секунду, то именно столько она показывать и будет, а все подтормаживания забудутся, как страшный сон. На деле чуда, конечно же, не случилось. Хорошо, когда удается избежать дропов в пределах 5 fps. Плохо только, когда приходится доплачивать за это 35 000 рублей. Потому что никаких других плюшек для обладателей не-4K-дисплеев Sony не предусмотрели. «Майки» оказались прозорливее, и наряду с очевидным ростом производительности и ускоренной загрузкой пообещали некоторые косметические улучшения.
Слышали про технологию динамического масштабирования? Это когда, например, бегаешь ты в новом DOOM в 1080р, любуешься графикой, наслаждаешься плавностью картинки, а потом — БАБАХ! — на тебя выпрыгивает десяток демонов и счетчик fps начинает крутое пике вниз. Если адские твари слопают тебя из-за тормозов консоли, согласитесь, будет обидно. Поэтому, чтобы обидно геймеру не было, во время самых напряженных сцен картинка прямо на глазах падает до разрешения 900р и вырастает до прежних настроек как только жара спадет. Так вот, Microsoft обещает, что на Scorpio такие припадки спасительного убожества исчезнут как класс и всё будет работать в максимальном заявленном разрешении.
Что ещё круче, все игры — повторимся — все игры, включая проекты c Xbox 360, получат улучшенную фильтрацию текстур. Отдельный аппаратный блок в недрах Scorpio будет отлавливать запросы на фильтрацию оных и подменять унылые трилинейные фильтры крутым anisotropic 16x.
Но, знаете, это даже не самая важная фича Scorpio. Парой абзацев выше было написано, что под строгим контролем Microsoft все новинки будут выходить в разрешении 4K. Казалось бы, не озаботился покупкой соответствующего телевизора — проходи мимо. «А нет, погоди, дорогой! — ласково шепчут инженеры Microsoft. — Нет, говоришь, дорогущего модного телевизора? Не беда! Всё равно картинка будет запускаться в 4K». А потом на системном уровне аккуратно уменьшаться до 1080р и в виде сопутствующего бонуса получать крутое полноэкранное сглаживание. Опять же, в принудительном порядке. Что забавно, потому что в случае с PS4 Pro всё зависит сугубо от инициативы разработчиков. Более того, далеко не все проекты самой Sony получают сглаживание в режиме Full HD.
Перемен. Мы ждем перемен
Что мы имеем в сухом остатке? А имеем мы самую мощную консоль на рынке, которая готова выдавать топую картинку в подлинном разрешении 4K, улучшать графику в 1080р и всё это — на максимальной частоте кадров и предельно бесшумно. Звучит, как будто Sony пора проваливать с трона…
Или всё-таки нет? До сих пор открытым остаётся вопрос стоимости. Господа из Digital Foundry делают ставку на $500, но сама Microsoft подтверждать догадки пока не торопится. К тому же, Sony всегда может скинуть сотню долларов на «Прошку» и тупо сорвать конкуренту продажи. Потому что $150 — это огромная, почти роковая разница для двух настолько похожих продуктов.
Ну а самый крупный камень в огород Microsoft вы, скорее всего, и сами уже вертите в руках. Игры. Демонстрация возможностей Scorpio проводилась на примере Forza Motorsport 6. Смотрите, мол, у нас тут 4K и 60 fps. Forza, конечно, потрясающе красива — только вышла, на минуточку, в 2015-м. Ситуация очень показательная, потому что выбирать модель редмондцам особо и не приходилось.
Не сказать, чтобы игр на Xbox One не было совсем. Есть они. Но нет никакого смысла в 2017 году платить за консоль $500 и запускать мультиплатформу. Особенно учитывая, что никто не будет делать графику лучше специально для Microsoft. А на местную библиотеку эксклюзивов без слёз, что называется, не взглянешь, причем в ближайшее время ситуация не обещает измениться к лучшему. У PlayStation что ни месяц — то крутейший блокбастер вроде Horizon Zero Dawn, Nioh или Persona 5. Что там эксклюзивного выходит на Xbox — не знают даже обладатели Xbox, а если и знают, то в публичном месте предпочитают помалкивать. Серьёзно, кто в приличной компании скажет, что потратил кучу денег за возможность насладиться Cuphead и Sea of Thieves в 4K и 60 fps? Это настолько грустно, что истерически смешно.
На самом деле, заканчивать этот материал на минорной ноте совсем не хочется. Потому что читателям, которые помнят золотые годы Xbox 360, впору вновь собраться, чтобы на ночных собраниях класть руку на сердце и полушепотом молвить: «Скоро Она вернётся». Microsoft сделала серьёзное заявление, и его смысл не в том, что Scorpio мощнее PS4 Pro, а в том, что компания наконец-то повернулась лицом к своей подлинной аудитории и готова делать нам хорошо. Другой вопрос, что для этого ей нужны контракты с крупными разработчиками, и теперь всё зависит исключительно от эксклюзивов. Сможет ли Microsoft вновь ворваться в извечную битву консолей уже на правах фаворита? Узнаем после выставки Е3.