В честь 20-летнего юбилея Tekken 3 редакция 4PDA поговорила о влиянии файтингов на мир боевых искусств с настоящими гуру единоборств. Нашими собеседниками стали вице-президент Российского союза каратэ, обладатель седьмого дана каратэ кёкусинкай-кан Георгий Захаров (68 лет), инструктор крав-мага категории G-4 Krav Maga Global Василий Ковырев (33 года) и подающий большие надежды молодой чемпион по каратэ кёкусинкай-кан Евгений Некрасов (14-летний внук Георгия Захарова). Слово специалистам.

Расскажите о себе. Как вы начали заниматься боевыми искусствами? Почему выбрали именно этот вид единоборств?

Георгий Захаров: В 1979 году я, будучи уже в сознательном 30-летнем возрасте шёл мимо стадиона и увидел группу людей в кимоно, тренирующихся на открытом воздухе. Для СССР периода позднего застоя это выглядело просто гипнотически. Подошёл и поинтересовался у ребят, чем они занимаются и можно ли к ним присоединиться. Оказалось, что с улицы в секцию каратэ в СССР попасть было не проще, чем заказать столик в ресторане «Метрополь» или отправиться в турпоездку по странам дальнего зарубежья. Поэтому пришлось задействовать все имеющиеся связи.

Почему именно каратэ кёкусинкай-кан? Ну, вы должны понимать, что такой широкой номенклатуры единоборств, как сегодня, у ребят моего поколения просто не было. Пришлось брать то, что дают (улыбается). Впрочем, о сделанном выборе мне не пришлось пожалеть ни разу.

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat — реально?Георгий Захаров — вице-президент Российского союза каратэ, обладатель седьмого дана каратэ кёкусинкай-кан (с внуком Евгением Некрасовым). Драться, как в Tekken и Mortal Kombat — реально?Василий Ковырев — инструктор крав-мага категории G-4 Krav Maga Global.

Василий Ковырев: Бороться и драться любил с раннего детства. Ещё со школы активно занимался дзюдо, борьбой, фехтованием. В общем, всеми активными боевыми видами спорта, секции которых находились в шаговой доступности. Уже в более сознательном возрасте открыл для себя крав-мага и понял, что этот вид боевых искусств просто не имеет аналогов и конкурентов в прикладном плане. Им и занимаюсь уже порядка десяти лет.

Евгений Некрасов: Занимаюсь каратэ с 12 лет. Почему начал так поздно при таком-то дедушке? Честно говоря, не знаю и сам. Как-то так сложилось (смеётся). Впрочем, за два года уже успел пополнить копилку достижений несколькими выигранными соревнованиями и активно отрабатываю годы простоя.

 

Кто был вашим первым тренером? Говорят, что мастера боевых искусств первой волны учились единоборствам по гонконгским боевикам с Брюсом Ли и Джеки Чаном. Это правда?

Георгий Захаров: В общем, да. Первым моим тренером был парень с белым поясом, который знал азы восточных единоборств лишь немногим лучше своих подопечных. Сперва учились по книгам и полуподпольной самиздатовской литературе. Несколько позже, уже ближе к середине 80-х в СССР начали появляться первые видеомагнитофоны. Мы получили возможность смотреть нарезки с выступлениями мастеров каратэ и фильмы, главными героями которых были мастера боевых искусств. Однако замечу, что мы уже тогда понимали, что в фильмах представлена довольно театральная версия каратэ, имеющая мало общего с настоящим единоборством. Хотя на отдельные приёмы в исполнении Брюса Ли я, не скрою, смотрел с любопытством, а кое-что могу даже повторить.

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat — реально?

Василий Ковырев: Честно сказать, своего первого тренера я даже не помню. Заниматься единоборствами я начал в середине 90-х, а в «хорошие руки» попал лишь к середине 2000-х. В это время в России в целом и в Петербурге, где я жил, в частности, уже было достаточно много и специализированных материалов и квалифицированных тренеров с многолетним опытом. Поэтому нужды изучать единоборства по боевикам у людей уже в принципе не было.

Евгений Некрасов: Моим первым и единственным тренером был и остаётся мой дедушка. И странно, если было бы иначе.

 

Не доводилось попадать в неприятности во время гонений на каратэ в СССР и в лихие 90-е, когда организованная преступность вербовала бойцов среди спортсменов контактных единоборств?

Георгий Захаров: Бог миловал. Хорошо, что глупейший запрет на изучение каратэ в СССР действовал относительно недолго. Лихие 90-е тоже прошли меня стороной. А вот нескольких моих учеников бандитская романтика, к сожалению, не миновала. Впрочем, отсидев по десять лет, они наверняка поняли, что в своё время сделали неверный выбор. Благо, среди сотен учеников, которых я подготовил более чем за 30 лет работы тренером, «паршивых овец» можно пересчитать по пальцам одной руки.

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat — реально?

Василий Ковырев: К счастью, во времена расцвета организованной преступности в России я был слишком юн для работы в мафии (смеётся). Да и вообще, рассказы о «лихих 90-х» и «бандитском Петербурге» очень сильно преувеличены. Ни я, ни знакомые мне люди за всю жизнь никогда не сталкивались с криминалом, если только сами не искали подобных контактов и приключений на собственную пятую точку.

 

Когда вы начали карьеру тренера, какие причины приводили ребят к вам в секцию? Может, желание походить на персонажей любимых видеоигр? Пытались ли они подражать на тренировках героям Tekken или Mortal Kombat? Давали ли друг другу клички персонажей файтингов? Пытались ли выполнять «бруталити» и «суперприёмы»?

Георгий Захаров: Основной причиной, приводившей ребят в секцию каратэ, всегда было желание научиться драться, чтобы уметь постоять за себя. Детей в основном приводят в секцию родители, а подростки начинают заниматься каратэ, сталкиваясь с суровой реальностью российских школ и спальных районов. Из сотен учеников, прошедших через мои руки, я не припомню ни одного, чьим ключевым мотивом было бы желание стать похожим на персонажа компьютерной игры. В целом, к играм я отношусь не очень-то позитивно. Считаю, что ребятам гораздо лучше выкладываться на тренировках, чем просиживать часы, уткнувшись в телевизор.

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat — реально?

Василий Ковырев: Детей и подростков в секцию, как правило, приводят родители. Взрослые делают свой выбор более осознанно, понимая, для чего им нужны навыки рукопашного боя. Например, привыкнув получать по голове в спаррингах, человек с соответствующей подготовкой уже не растеряется, попав в неприятную ситуацию. Немаловажное значение имеют общефизическая подготовка, закладываемая на тренировках, и воспитание уверенности в себе. Ну а в целом, крав-мага — это больше наука о том, как избегать конфликтов, нежели попадать в неприятности, а затем героически их преодолевать. За годы работы инструктором крав-мага у меня был всего один ученик, которого привела в секцию любовь в видеоиграм. Правда, источником вдохновения для него послужили не герои файтингов, а Сэм Фишер в Splinter Cell: Conviction.

Хотя, постойте. Вспоминаю, что в детстве один из парней чуть постарше меня, насмотревшись фильмов и наигравшись во всякое, организовал окрестную малышню в импровизированную секцию. Мы занимались на открытом воздухе, пытались выполнять диковинные приёмы, ломать дощечки и даже кирпичи. Слава Богу, для нас вся эта самодеятельность закончилась благополучно. Никто никого не убил, никто ничего не сломал. Но, как сейчас помню, было весело.

Евгений Некрасов: Могу сказать за себя и знакомых ребят, занимающихся каратэ. Ни на одного из нас файтинги не оказали никакого влияния, когда мы выбирали спортивную секцию. Несмотря на то, что играть в видеоигры мы очень любим. Дело в том, что большинство «суперприёмов» в файтингах — откровенный бред, не имеющий никакого отношения к реальности. А, вот, скажем, серии комбо или связки ударов — вполне реалистичный элемент, который, при желании и умении, можно повторить.

 

Играете ли вы сами в игры? На каких платформах? Какие жанры предпочитаете?

Георгий Захаров: Не играю сам и вам не советую. Лучше занимайтесь настоящим спортом. Сидение перед телевизором не сделает из вас бойца.

Василий Ковырев: Изредка играю на компьютере. Titan Quest — последняя игра, которая произвела на меня впечатление. В целом, работа и тренировки оставляют на игры не так уж много времени.

Драться, как в Tekken и Mortal Kombat — реально?

Евгений Некрасов: Изредка. Школа и тренировки не позволяют с головой уходить в виртуал. Из файтингов иногда играю в Mortal Kombat на РС.

 

Как вы оцениваете реалистичность движений в популярных файтингах? Например, в последней серии Tekken и, скажем, в старом добром Virtua Fighter 5 — он, по мнению многих экспертов, считается одним из наиболее реалистичных файтингов в истории.

Евгений Некрасов: Что касается первого ролика, Tekken, реализм здесь присутствует только в стойке, движениях и регулярных ударах. Большинство приёмов, за исключением выстрелов сгустками плазмы и прочей фантастики, в принципе, может повторить профессиональный боец. Для многих увлекающихся спортом людей это даже довольно просто. Во втором видео — Virtua Fighter 5 — практически нет ничего общего с реальностью. Например, нырять в противника головой с точки зрения тактики боя совершенно бессмысленно и глупо.

Василий Ковырев: Что ж, давайте приступим к разбору. Первое видео — Tekken. Отмечу, что общий рисунок боя здесь довольно нереалистичен из-за отсутствия партера, добиваний в нём, болевых и удушающих приёмов. Если абстрагироваться от того, что перед нами видеоигра, то происходящее на экране больше похоже на спортивный поединок или тренировку с элементами спарринга по обмену ударами. Так рубиться в реальном бою категорически не рекомендуется. Отмечу высокую роль ударных комбинаций: как и в реальной жизни, победу приносят именно связки, а не одиночные выпады.

В целом же, связь файтинга с реальным поединком точно такая же, как между файтингом и кино. Желание показать красивый бой среди монументальных пейзажей или где-то в подъезде возникать не должно. Если началась реальная драка — тут не до красоты. На первое место всегда выходит эффективность. То, что происходит с людьми, желающими порисоваться перед противником в поединке, отлично иллюстрирует одно «жизненное» видео.

Отдельные технические действия в исполнении героев Tekken — например, удары ногами, руками, броски (за исключением подкидывания противника на два роста) — смотрятся хорошо и технично. Однако некоторые вещи — чистый спорт наподобие рестлинга ради очков и зрелищности. Из тех, кого видел, мне больше всех понравился одноглазый байкер. Хорошая закрытая стойка, реальные комбинации, чувство дистанции. Его противник, Фенг, показал хороший перевод в партер с проходом в ноги. Однако если бы он закончил приём добиванием, заняв выигрышную позицию, это выглядело бы куда более реалистично. Следующий оппонент нашего одноглазого героя — Клаудио, стоит, опустив руки, как будто ни разу не дрался, в результате чего прогнозируемо получает в голову. Плохая стойка — плохой конец. Практически каждый день втолковываю это своим ребятам на тренировках.

Акума и Хейхати работают в одном стиле, смотреть их поединок интересно, но, пожалуй, только знатокам, как в шахматах. В реальности такие крепыши, скорее всего, полезли бы бороться, поскольку «ударка» — явно не их конёк. Кагэ-Мару из Virtua Fighter хорошо работает в ударном плане и смотрится довольно органично. Хорошо бросает через спину. А вот добивания головой в его случае — это явно лишнее. Удар головой — мощный и страшный удар, но это почти всегда удар защиты, а не нападения. Очень реально выглядят броски через падение с захватом шеи ногами.

Что касается героинь-девушек, то отмечу, что в играх, как и в жизни, им «прилетает» гораздо больнее, потому что их противники-мужчины тупо больше весят и обладают большей силой удара. Так что, девчонки, чтобы не спасовать в поединке с условно сильным полом, вам придётся тренироваться с удвоенной силой. Вообще, разница в весе — это огромное преимущество даже при недостатке техники и силы. Так, в частности, если бы рестлер просто лёг на Кагэ, тот тупо не смог бы вылезти из-под такой туши.

Милитари-девчонка Ванесса, похоже, решила справиться с проблемой недостатка веса и силы самым радикальным образом, компенсировав слабоватые физические кондиции огневой мощью. Впрочем, с точки зрения крав-мага, она поступает тактически грамотно, разыгрывая имеющиеся преимущества. Для военных оружие и тактика важнее навыков рукопашки.

Го похож на борца, которому не разрешают бороться: «ударка» слабая, а борьбы нет, да и стойка не для неё. Акира — такой боец из 80-х, с базой каратэ кёкусинкай того времени, однако в наше время подобная работа в поединке уже не прокатит. Дюраль демонстрирует хорошую боксёрскую технику, а вот в борьбе просто не знает, что делать. Схватила за ноги, раскрутила и бросила — это театрально и совсем не так больно для противника, как хотелось бы. Разве что оппонент стукнется головой при скольжении. Я бы ей посоветовал вместо таких бросков лучше нанести несколько топчущих ударов в пах. Бой бы на этом сразу закончился.

И, наконец, отмечу, что в играх, зрелищности ради, бойцы часто используют удары с разворота как руками, так и ногами. Однако в реальном бою удар с разворота — это большой риск и малые шансы на попадание. Они имеют право на жизнь и могут быть убийственно сильными, однако злоупотреблять ими всё же не стоит.

Share.